metalchemist (metalchemist) wrote,
metalchemist
metalchemist

Categories:

Древлеправославие в доме Цукермана

DSCF4134.jpg
Заголовок получился какой-то провокационный, но уж оставлю как есть… Недавно сходили в Литературный музей (он же дом Цукермана) на выставку «Сибирское старообрядчество». Надо же – и ее приурочили к Универсиаде…
1-2. Наш красноярский Литературный музей сам по себе примечателен во многих отношениях: проходя мимо, трудно не обратить внимание на замечательный деревянный дом, принадлежавший когда-то семейству Цукерманов, в котором он располагается. Продуманный Цукерман выстроил дом почти напротив пожарной части (или же мудро предвидел, что там вскоре появится пожарная часть), благодаря чему здание и сохранилось для потомков - при его возгорании в 1912 г. пожарники прибыли как раз вовремя.
DSCF4188.jpg
DSCF4187.jpg

3. На открытие выставки мы не пошли – мало ли как отреагируют старообрядцы на праздных посетителей, да еще и с фотоаппаратом Nikon…) А если серьезно – я просто не очень люблю речи и сборища, даже самые благообразные.
DSCF4181.jpg

Выставка оказалась совсем небольшая (четыре витрины плюс немного картин и экспонатов на стенах), тем не менее - посмотрели с интересом: все-таки умеют старообрядцы сохранять старину, что в общем-то логично.

4. Первое, что увидели – картину маслом с подписью «Старообрядец Михаил Панкратов». Неужели это блогер mu_pankratov ? Однако, похож.) Вот интересно, откуда этот портрет в нашем провинциальном губернском городе? Уважаемый Михаил, пожалуйста прокомментируйте!
DSCF4106.jpg

5-6. В том же крохотном зале – «Пелена подвесная «Крест на Голгофе» (золотая парча, аппликация и вышивка на бордовом бархате), Россия, первая половина ХХ века». Расшифровка акронимов прилагается, что достойно похвалы.
Подвесные пелены символизировали ткани, которые клались под ноги Христа во время Его входа в Иерусалим, или одежды Христа. Пелены подвешивались под образы нижнего ряда иконостаса или под отдельно расположенные иконы (источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/pieliena).
DSCF4107.jpg
DSCF4108.jpg

7. Еще одна пелена – эта уже местная, из Енисейской губернии, начало ХХ века.
DSCF4110.jpg

8-11. В витрине, за стеклом – медное культовое литье, святые иконы.
В центре, под киотным крестом - четырехстворчатый складень "Двунадесятые праздники и поклонение иконам Богоматери" (XIX-нач. ХХ вв.). Похоже на золочение.
DSCF4174.jpg
DSCF4114.jpg
DSCF4123.jpg
DSCF4119.jpg

12-15. Некоторые иконы удалось сфотографировать покрупнее.
Сверху вниз, согласно описаниям: Св. Николай Чудотворец (XVII-XIX вв.); Преподобный Нифонт, прогонитель бесов (XIX в.); Св. Борис и Глеб (XIX в.); Икона Покрова Богоматери (XIX в.).
К сожалению, не удалось заснять крупно замечательные, с многоцветными эмалями "Воскресение. Сошествие во ад" и "Неопалимую Купину".
DSCF4113_1.jpg
DSCF4120_1.jpg
DSCF4124_1.jpg
DSCF4172_1.jpg

16. Если кто-то не знает, что такое ле́стовка (с ударением на первый слог), на витрине есть пояснение: «Лестовка – истинно русские четки. Раньше каждый русский человек имел свою «лестницу на небо». Она сопровождала его всю земную жизнь. Когда он отходил в вечность, лествицу вкладывали ему в руки как символ надежды на то, что душа поднялась вверх по лестнице».
Описание емкое, но все же слишком краткое, потому что предмет, называемый «лестовка», и представляющий собой непременный атрибут старообрядца, имеет достаточно сложную символику, о которой можно прочитать, например, здесь: https://ruvera.ru/lestovka
На фото – лестовка из венчальной пары и лестовка праздничная.
DSCF4127.jpg

17. В другом зале, побольше, - три витрины с книгами.
DSCF4105.jpg

18. Вот, очень красивая книга: «Триоди постная и цветная. Гуслицкое письмо, писец Щитиков Назарий Алексеевич, середина XIX века. Музыкальный памятник, написанный крюковыми нотами которые применялись в Московском государстве до конца XVII века». А в среде старообрядчества, как видим, - и гораздо позднее. Я бы не удивился, если бы узнал, что применяется и сейчас.
Слева – «Златоуст. Москва, 1915. Книга поучений на все воскресные дни года. В ней собраны поучения не только св. Иоанна Златоуста, но и других святых отцов. Читается после Литургии или на службе часов в великий пост».
DSCF4130.jpg

19. «Номоканон (Кормчая книга). Рукописная книга. Полуустав. Московское государство, сер. XVII века. Книга церковных правил апостолов и св. отцов семи Вселенских и девяти Поместных соборов, а также других св. отцов». Жаль, что не с пометками патриарха Никона, хотя старообрядцы бы этого точно не одобрили.
DSCF4136.jpg

20. «Апостол, г. Яссы, XVIII-нач. ХХ вв. Священная книга. Отрывки из нее читаются на службе часов или ни литургии оглашенных (готовящихся ко крещению) перед чтением Евангелия. Содержит деяния и послания св. апостолов Петра, Иакова, Иуды, Иоанна Богослова, Павла».
Рядом – «Лестовка Богородичная на 100 ступеней. Красноярский край, ХХ век. Принадлежала репрессированному в 1937 г. отцу Викулу».
DSCF4134.jpg

21. «Евангелие. Москва, 1646 г. …» - что-то я сильно сомневаюсь в датировке. «…Священная книга. Читается торжественно на утрени, на обеднице или на литургии. Состоит из четырех книг…» и т.п. Думаю, никому не надо объяснять более подробно, что такое Евангелие.
Рядом киотный крест ХХ века и лестовка.
DSCF4138.jpg

22. «Псалтырь. Москва, нач. XVIII-нач. ХХ вв.»
«Лестовка. Хакасия, Таштыпский район, 1950-е гг. Принадлежала семье Лыковых».
DSCF4150.jpg

23. А вот просто грандиозная вещь: «Апокалипсис трехтолковый. Москва, типография Преображенского молитвенного дома, 1913 г. Репринт издания Захарии Копыстенского (Киево-Печерская Лавра, 1625 г.) с дополнениями из других толкований из собрания Исторического музея».
Сразу захотелось полистать, поразглядывать иллюстрации. Кажется, список есть в собрании рукописей на сайте Лавры, надо поискать.
DSCF4145.jpg

Хорошо, когда из церковных, музейных, частных закормов достают вещи, которые обычно не лежат на виду. Хочется поблагодарить организаторов – в общем-то, это единственное событие, которое вызвало мой интерес во время проведения Универсиады.)
Tags: артефакты, иконы, книги, музеи, староверы
Subscribe
promo metalchemist july 31, 2016 02:41 51
Buy for 10 tokens
Возвращаясь с озер, традиционного места нашего летнего отдыха, мы на несколько часов задержались в Ачинске с целью посетить краеведческий музей, ну и немного побродить по историческому городу. 1-3. Музей располагается в добротном каменном доме постройки 1898 года, принадлежавшем купцу…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments