metalchemist (metalchemist) wrote,
metalchemist
metalchemist

Categories:

Неархиерейские панагии

23.jpg

В энциклопедиях, начиная с Брокгауза и Ефрона и заканчивая Википедией, панагия в первую очередь определяется как нагрудный знак достоинства высоких церковных иерархов - архиереев и архимандритов. Поэтому, если копарю или коллекционеру попадает в руки изделие, которое принято определять как панагию, счастливый обладатель тешит себя мыслью о том, что оную обязательно носил епископ или игумен монастыря, а следовательно предмет весьма редкий и представляет немалую историческую ценность. Но так ли это?
Не будем трогать драгоценные панагии патриархов Никона или Кирилла, рассмотрим достаточно простой артефакт, изображенный на верхней картинке. Хотя большинство заинтересованных и более-менее компетентных граждан, не задумываясь, назовет это изделие панагией, некоторые все же высказываются осторожнее, предпочитая наименования «складень» или «мощевик». Потому что далеко не факт, что его носил епископ, а не простой смертный. Действительно, такие панагии находят достаточно часто (откуда столько архиереев?), причем порой в местах, куда в принципе не ступала архиерейская нога.

Чтобы разобраться в теме, для начала нужно определиться с термином «панагия». Под Панагией (в переводе с греческого – Всесвятая) в разное время (и часто одновременно) понималось следующее:
1. Сама Пресвятая Богородица. Существует даже иконографический тип «Великая Панагия»: образ Богоматери Оранты в рост, с медальоном перед грудью, в котором изображен Младенец Христос ( русской традиции – «Знамение»). Один из самых известных примеров – Ярославская Оранта (XIII век).
s1200_1.jpg

2. Богородичный хлебец – просфора во имя Пресвятой Богородицы, одна из семи служебных, используемых в Литургии (либо ее часть).
prosfora.jpg

3. Особый ковчег (блюдце на подставке) для переноса такой просфоры, иначе – панагиар, или «столовая панагия». Богородичный хлебец переносили после литургии в трапезную по чину «возвышения панагии». На Пасху в панагиаре также переносили артос – «пасхальный хлебец». На наружной крышке блюдца панагиара изображали Распятие Христово, на внутренней – Св. Троицу (ветхозаветную), а на дне – образ Знамение Пресвятой Богородицы.
21.jpg

4. Круглой формы наперсный складень-мощевик с теми же изображениями, что и на крышке панагиара.
0242784.jpg

5. Наперсный медальон (часто драгоценный), носимый как знак достоинства архиереями и некоторыми настоятелями монастырей, причем не обязательно мощевик.
8ff43d5f58f01abce0fd2cba2e1462fe.jpg

Что касается конкретных изделий, вот, например, иллюстрация из «Древностей русских» Б.И. и В.Н. Ханенко (1900 г.). В описании читаем: «Образок круглый от медного складня, XVII век (средняя часть) с изображением Знамения Пресвятой Богородицы […], представляющий миниатюрную копию путной панагии».
Khanenko.jpg

Думается, что это не средняя часть, а одна из двух створок, но идентификация артефакта как «миниатюрной копии путной панагии» показательна и наводит на мысль, что настоящая «путная панагия», по мнению автора – гораздо более крупный (и солидный?) предмет.
О «путных панагиях» можно прочитать в «Древностях Российского государства, изданных по высочайшему повелению Государя Императора Николая I» (1849 г.). Там приводится следующая классификация: «В описях Патриаршей казны панагии разделяются на столовые, походные, путные и вратные, или наперсные; первые составляли складни, или панагиары, на одной половине их изображалась Пресвятая Троица, а на другой Воплощение, или так называемое Знамение Пресвятой Богородицы, вероятно, потому, как говорит Симеон Солунский, что «чрезъ божественное Рожество мы Троицу познахомъ»; вторые были глухие с изображением то Преображения Господня, то Благовещения н Успения Богоматери и других Святых; на панагии, присваиваемой св. Петру Митрополиту, виден лик св. Пророка Даниила».
Не очень понятная классификация, но поскольку речь идет о вещах из Патриаршей казны, имеются в виду предметы явно не рядовые. И, возможно, Б.И. и В.Н. Ханенко, описывая свой артефакт, сравнивал его с большими и роскошными архиерейскими «путными панагиями», которые были аналогичными по устройству и иконографии.
А дальше в «Древностях Российского государства» вообще удивительное: «Наконец панагией называемы были и малые образа с мощами и без мощей, коими заменялись тельные кресты и привешивались к местным и домовым иконам». Вот еще одно историческое определение панагии: получается, этим словом могли назвать вообще любой носимый (или используемый другим способом) малый образ!
При таком определении спорить о том, являются ли рассматриваемые в теме предметы панагиями, вообще не имеет смысла. Но остается вопрос, кто и с какой целью носил эти изделия, для чего они изготавливались в весьма немалом количестве?

На форуме Меднолит высказывалась мысль, что панагии-складни могли носить игуменьи старообрядческих скитов. Также простые панагии из медного сплава были замечены у старообрядческих архиереев, что подтверждает выдержка из статьи иерея РПСЦ Вадима Коровина: «каждый архиерей, собираясь в путь, надевал на себя не только крест-энколпий с мощами святых, но и походный складной панагиарь (который стали называть также панагией) — две скрепленные шарниром тарелочки, с изображением внутри Святой Троицы и Пречистой Богородицы. На внешней стороне панагии, как и большого церковного панагиаря, могли быть разные изображения, например, Вознесения или Преображения Господня, Распятия и т.п.».
Также известно мнение авторитетного специалиста по медной пластике С.В. Гнутовой: «Панагия (греч. "всесвятая") - изделие в виде двух круглых створ, соединенных шарниром, употреблявшееся для хранения частиц богородичного хлеба. Форма путной двухстворчатой панагии восходит к византийским панагиарам, но в уменьшенном размере. Ранние панагиары представляли собой блюдце на поддоне, часто имевшее крышку. Поскольку греки называли "Панагиею" саму Богородицу, то от этого имени название перешло и на сосуды, в которых совершалось возношение частицы просфоры в Ее честь в монастырях до окончания трапезы. Затем освященный во имя Богоматери хлеб брался в дорогу, считаясь спасительным средством в пути. Для этой цели и были предназначены путные двухстворчатые панагии, называвшиеся в церковных описях XVI-XVIII веков, "воротными", "походными", "складными". Они резались из камня, кости, дерева, помещались как святыни в драгоценные оправы. Поскольку они предназначались для ношения на себе в дальней дороге, панагии часто изготовлялись из металла как наиболее прочного материала. Они делались из золота, серебра, олова и медных сплавов». Обратим внимание на панагии «из олова и медных сплавов»: странно представить себе архиерея с оловянной панагией…
Возвышали на трапезе, как я понимаю, не частицу богородичной просфоры, а саму просфору (см. подробное описание чина панагии в «Толковом Типиконе» М.Н. Скабаллановича), но это не суть важно. Главное, что монахам в ходе упомянутого обряда действительно раздавались кусочки «богородичного хлеба». Собственно, почему бы им не брать оные частицы в путешествие, тем самым как бы неся с собой благословение Пресвятой Богородицы?
Я не знаю, на основе каких источников С.В. Гнутова пришла к своему выводу, но, по крайней мере, ее версия объясняет относительную распространенность панагий-складней в простом исполнении. И, кстати, у того же М.Н. Скабаллановича есть еще упоминание о старообрядческом «чине панагии на пути по уставу св. горы», что тоже наводит на мысли.
А вот что пишет упомянутый иерей РПСЦ Вадим Коровин: «панагиарный хлебец — это, можно сказать, единственная святыня, которая может освящаться по нужде без участия священника. Видимо, с этим связано широчайшее распространение маленьких складных походных панагиарей (или, как их часто называют, панагий) на территории России в конце XVII и в XVIII веке. Такие меднолитые панагии весьма часто попадаются при археологических изысканиях. Ясно, что эти панагии принадлежали не архиереям, а простым людям, старообрядцам. Следовательно, они использовались ими для возношения богородичного хлеба».

Итак, хотя в целом вопрос еще недостаточно исследован, существуют вполне правдоподобные версии ношения рассматриваемых панагий не только простыми монахами и священнослужителями, но даже мирянами. И в любом случае можно заметить, что для никонианских епископов эти панагии слишком простые, а для старообрядческих – слишком массовые. Конечно, приятнее чувствовать себя обладателем реликвии с архиерейской груди (и даже подыскать подходящего епископа в соответствии с возрастом и местом находки артефакта), но все-таки истина дороже.

Источники:
Ханенко Б.И., Ханенко В.Н. Древности русские. Кресты и образки. – Киев, 1900.
Древности Российского государства, изданные по Высочайшему повелению. – М., 1849. – Отделение I: Св. иконы, кресты, утварь храмовая и облачение сана духовного.
Скабалланович М.Н. Толковый Типикон. – Киев, 1910.
Гнутова С.В. Русское медное литье — М., 1993.
Коровин Вадим, иерей. Святой хлеб в древлеправославном христианстве. http://rpsc.ru/publications/tradition/svjztoi-hleb/
Форум Меднолит. http://mednolit.ru/forum/
Просторы Интернета.
Tags: артефакты, иконы, история, православие, староверы
Subscribe
promo metalchemist july 31, 2016 02:41 51
Buy for 10 tokens
Возвращаясь с озер, традиционного места нашего летнего отдыха, мы на несколько часов задержались в Ачинске с целью посетить краеведческий музей, ну и немного побродить по историческому городу. 1-3. Музей располагается в добротном каменном доме постройки 1898 года, принадлежавшем купцу…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments